Уважаемые коллеги!
На сайте ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ вы можете ознакомиться с ходом внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога.
- Почему переносят профессиональные стандарты в общем образовании и что хотят в них поменять?
1 января 2017 года должно было стать началом применения трех профессиональных стандартов в сфере общего образования:
- педагога (учителя, воспитателя), утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – Профстандарт педагога);
- педагога-психолога, утвержденного приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н (далее – Профстандарт педагога-психолога);
- педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н (далее – Профстандарт педагога дополнительного образования).
10 января Минтруд России приказом от 10 января 2017 г. № 10н утвердил еще один профессиональный стандарт – «Специалист в области воспитания» (далее – Профстандарт специалиста в области воспитания).
Однако без лишних вопросов начали применяться только два из четырех профстандартов.
- Какие профстандарты применяются?
На сегодняшний день нет вопросов о применении только двух профстандартов:
- Профстандарт педагога-психолога – применяется с 1 января 2017 года (п. 2 приказа Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н);
- Профстандарт специалиста в области воспитания – применяется с 6 февраля 2017 года.
Другая ситуация сложилась в отношении Профстандарта педагога и Профстандарта педагога дополнительного образования.
Хотя официальных изменений о переносе даты начала применения в них не вносили и оба профстандарта должны применяться с 1 января 2017 года, появилась информация о переносе этой даты:
- для Профстандарта педагога – на 1 января 2019 года;
- для Профстандарта педагога дополнительного образования – на 1 января 2018 года.
В настоящее время приказы о переносе даты находятся в стадии согласования. Есть вероятность, что в ближайшее время они вступят в силу.
Данная ситуация повторяет ту, которая сложилась в 2015 году. Тогда также Профстандарт педагога начал применяться с 1 января 2015 года. Однако Минтруд России приказом от 25 декабря 2014 г. № 1115н перенес срок на 2017 год. Причем этот приказ вступил в силу только 3 марта 2015 года.
- Что хотят поменять в Профстандарте педагога?
Инициатор переноса начала применения Профстандарта педагога – Общероссийский Профсоюз образования. Это указано на сайте http://www.eseur.ru/Bez_otveta_ne_ostavim_/.
Есть три основных причины, по которым необходимо перенести дату начала применения этого профстандарта.
- Необходимо установить для педагогов уровни владения профессиональными компетенциями.
- Необходимо обеспечить сопряжение требований профстандарта со ФГОСами высшего образования. На сегодняшний день они не в полной мере соотносятся друг с другом.
- Профстандарт описывает портрет идеального педагога. Но апробация документа показала, что его нельзя использовать в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.
Чтобы учесть все это, необходимо переработать Профстандарт педагога.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) представил свои предложения в проекте Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников.
В частности, МГППУ предложил дифференцировать владение профессиональными компетенциями педагога на три уровня под названиями:
- учитель;
- старший учитель;
- ведущий учитель.
На следующем этапе планируют представить проект их «конкретных трудовых действий».
Кроме того, обсуждается разработка «предметных приложений» к профстандарту (в отношении учителя физики, учителя истории и обществознания и т. д.). Нынешняя редакция профстандарта содержит лишь два предметных модуля – «Математика» и «Русский язык».
- Что хотят поменять в Профстандарте педагога дополнительного образования?
Дату начала применения Профстандарта педагога дополнительного образования переносят, чтобы избежать формального подхода к его внедрению. Это отмечено на сайте Минобрнауки России.
Отсрочка позволит провести более тщательную подготовительную работу, которая связана в том числе с совершенствованием процедуры аттестации, подготовки и переподготовки кадров.
Учитывая причины, можно сделать вывод о том, что серьезных изменений данный профстандарт не претерпит.
- Что сделать, чтобы не нарушить порядок применения профстандартов?
Профстандарт педагога и Профстандарт педагога дополнительного образования в таком виде, в котором они представлены сейчас, применять нецелесообразно. В них могут внести изменения.
Поэтому руководителю организации имеет смысл предусмотреть дату начала применения профстандартов в конкретной организации на более поздний срок. Чем ближе к 1 января 2020 года, тем безопаснее.
Почему именно к этому сроку?
Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность использовать профессиональные стандарты только (ст. 195.3 ТК РФ):
- в части требований к квалификации;
- в случаях, которые прямо предусмотрены законом.
При этом государственные и муниципальные организации могут внедрять профстандарты поэтапно на основании плана. Мероприятия по реализации этих планов должны быть завершены не позднее 1 января 2020 года. Это установило постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.
Образовательные организации самостоятельно утверждают план. Таким образом, установить дату начала применения профессиональных стандартов государственная или муниципальная образовательная организация может самостоятельно, но не позднее 1 января 2020 года.
Несмотря на более позднее внедрение профстандартов, работодатель может продолжить подготовку своих работников к требованиям этих профессиональных стандартов. Это можно делать в рамках дополнительного профессионального образования.